tTr?ABnlHr,rE OEPA3OBAHT.iT MECTHO,I AnN,fi H]JCT?AL{rl,t TEPCKOIO
MYHIIIII
TAJILHOTO PA]4OHA
KABAPIIUHO.EANKATCKO' PECNYBJIIII{II
MYI II{q]4IIAJ]!HOE ]{A3EHHOE OEUIEOBPA3OBA'ISTIEHOE YIPDKIEHI{E
TEPCKOTOMyHrllU[{nbHOfOpAtOH KEp
6 tt
ol
2o2t
I
AONO-IflTXTf, JII,IIA' OEIIItrPA3BNBAII)IqA' NPOTPAMMA
XYAO,IttrCTBtrHHOil HANPAB,'TEIIHOCT'
(30r'roTorl t{Jlloqlll{>
Bu
nporyNMH: xolhOnu4Dmm6i
Alpecm o6ycabure.r or 3 no r 0n0r
Cpor peurrau'n: Iroa, l62 qaca
ABrop
{o.reBmL
,&amnoBa 3.x.
Пояснительная записка
Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и
творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться
ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные
ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает
преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Воспитать привычку
к публичной речи путем привлечения его к выступлениям перед аудиторией.
Направленность: художественная.
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированный.
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - № 273-ФЗ) с изменениями и дополнениями.
2. Национальный проект «Образование».
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р
«Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до
2025 года».
6.Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015г. №996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
7. Приоритетный проект от 30.11.2016 г. № 11 «Доступное дополнительное
образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума при
Президенте Российской Федерации.
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 15.04.2019 г. №
170 «Об утверждении методики расчёта показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием».
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г.
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональной системы
дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями).
10. Федеральный закон от 13.07.2020 г. № 189-ФЗ «О государственном
(муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере».
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.
№ 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы).
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования».
13. Приказ Минобразования Российской Федерации от 22.12.2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за
ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения
учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом
договоре».
14. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
15. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
16. Постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 г.
№ 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СП 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания».
17. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Приказ № 629).
18. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей»).
19. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. № 552/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
20. Письмо Минобрнауки РФ от 03.04.2015 г. № АП-512/02 «О направлении
методических рекомендаций по НОКО» (вместе с «Методическими
рекомендациями, по независимой оценке, качества образования образовательной
деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).
21. Письмо Минобрнауки РФ от 28.04.2017 г. № ВК-1232/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
22. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24.04.2014 г. № 23-РЗ «Об
образовании».
23. Приказ Минобразования Кабардино-Балкарской Республики от 17.08.2015 г.
№ 778 «Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности
государственных образовательных учреждений дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике».
24. Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от
26.05.2020 г. № 242-рп «Об утверждении Концепции внедрения модели
персонифицированного дополнительного образования детей в КБР».
25. Приказ Минпросвещения КБР от 18.09.2023 г. № 22/1061 «Об утверждении
Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования
детей в Кабардино-Балкарской Республике».
26.Постановление от 14.09.2020 г. № 586-п Терек «Об утверждении Положения о
персонифицированном дополнительном образовании детей в Терском
муниципальном районе г.п.Терек».
27.Устав «Прогимназии №1г.п.Терек»Терского муниципального района.
Иные локальные нормативные акты, регламентирующие деятельность
дополнительного образования детей.
Актуальность программы «Золотой ключик» заключается в том, что обучение
по данной программе дает большие возможности для развития творческого
воображения и развития деятельности, обучающихся в области театрального
искусства. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И
не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно
способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет
педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние
на детей.
С самого раннего детства ребёнок стремится к развитию, свободе, творчеству.
Одним из путей эмоционального раскрепощения, максимальной реализации
способностей, творческого роста является театрализованная деятельность
.Данный опыт
ориентирован на всестороннее развитие личности ребенка, его
неповторимость и индивидуальность.
Специально организованные театрализованные занятия способствуют развитию
речи детей, а также развитию психических процессов, пластики, овладению
навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
Новизна данной программы заключается в том, что содержание, формы и
методы проведения занятий способствуют одновременно достижению трех
основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской
деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному
развитию детей.
Отличительная особенность программы «Золотой ключик» в том, что в
содержание непосредственно образовательной деятельности включено не только
знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с
жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками»
визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого
обучающегося является важнейшим принципом обучения по данной программе.
В программе также предусмотрено знакомство с разными видами театра.
Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности
методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие
способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также
повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления,
речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем
поможет детям быть более успешными в жизни. А так же одной из самых
важных потребностей детей является потребность взаимодействия со
сверстниками.
Адресат программы: обучающиеся от 8 до 10 лет.
Принимаются все желающие от 8 до 10 лет, не имеющие противопоказаний по
состоянию здоровья.
Срок реализации: 1 год обучения -162 ч.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 и 2,5 академических
часа с 10 мин. перерывом, продолжительность занятий 40минут.
Форма обучения:очная.
Формы занятий: групповые.
Особенности организации образовательного процесса: Традиционная модель
реализации программы. Последовательное освоение содержания в течение одного
года обучения в одной образовательной организации.
Цель программы: создать условия для развития творческих, духовнонравственных качеств детей посредством приобщения к миру театра.
Задачи программы:
Личностные:
- создать условия для формирования умений и навыков сценической культуры
поведения;
- создать условия для формирования представлений о русском театре;
- познакомить обучающихся со структурой театра;
- обучить обучающихся орфоэпии и правильной дикции;
- разучить упражнения, формирующие правильную речь.
Предметные:
- воспитать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- научить обучающихся преодолевать психологическую «зажатость», боязнь
сцены;
- способствовать воспитанию творчески активной личности;
- привить интерес к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на
сатиру;
Метапредметные:
- развить мотивации к театральному творчеству;
- активизировать потребности к самореализации;
- способствовать развитию активности и ответственности.
Учебный план
№п/ Наименованиераздела,те Количествочасов
п мы
всего
теория
практика
Формы
аттестации/контроля
I.Вводное занятие-2 ч
1.1 Инструктаж по ТБ.
Вводное занятие.
2
II.Творческий тренинг-2.5ч
2
Беседа
2.1 Игры и упражнения
2,5
2,5
на знакомство
и
сплочение коллектива.
III. Навыки рабочего самочувствия-4,5 ч.
3.1 Навыки рабочего
2
2
самочувствия.
3.2 Истории возникновения 2,5
2,5
и видах театра.
IV.Развитие концентрации и переключения внимания-9 ч.
4.1 Развитие концентрации 2
2
переключения внимания
через упражнения.
4.2 Развитие концентрации 2,5
2,5
переключения внимания
через упражнения.
4.3 Развитие концентрации 2
2
переключения внимания.
4.4 Развитие концентрации 2,5
2,5
переключения внимания.
V. Развитие сценического воображения и фантазии - 6,5 ч.
5.1 Воображение - один из 2
2
основных аспектов
успешной игры актера.
5.2 Методы развития
2,5
2,5
сценического
воображения.
5.3 Развитие сценического 2
2
воображения
и
фантазии.
VI.Развитиеобразнойиэмоциональной памяти -4,5 ч.
6.1 Развитие образной и
2,5
2,5
эмоциональной памяти.
6.2 Развитие образной и
2
2
эмоциональной памяти.
VII.Развитие логистическогомышления- 7 ч.
7.1 Развитие
2,5
2,5
Логистического
мышления.
7.2 Развитие
2
Логистического
мышления.
7.3 Развитие
Логистического
мышления.
2,5
2,5
Игры
Игры. Упражнения
Беседа
Беседа
Практические
задания
Упражнения
Игры
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Практические
задания
Индивидуальные
творческие задания
Практические
задания
Педагогическое
наблюдение
2
Индивидуальные
творческие
задания
Педагогическое
наблюдение
VIII. Комплексупражнений -6,5 ч.
8.1 Комплекс упражнений.
2
2
8.2 Комплекс упражнений.
2,5
2,5
8.3 Комплекс упражнений.
2
2
Индивидуальные
творческие
задания
Практические
задания.
Практические
задания
IX.Темпо- ритм в театральном творчестве- 9 ч.
9.1 Темпо- ритм в
2,5
2,5
театральном творчестве.
9.2 Ритм поведения.
2
2
9.3 Темп и ритм.
9.4 Темпо- ритм в
театральном творчестве.
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2,5
2,5
Индивидуальные
творческие задания
2
2
Практические
задания
X.Тренировка бесшумного вдоха -9 ч.
10.1 Тренировка бесшумного
вдоха.
10.2 Тренировка бесшумного
вдоха.
2,5
10.3 Тренировка бесшумного
вдоха.
2,5
10.4 Тренировка бесшумного
вдоха.
2
2,5
2
2
Индивидуальные
творческие задания
2,5
2
XI.Развитие и укрепление дыхательной мускулатуры – 9 ч.
11.1 Диафрагма – главная
2,5
2,5
мышца вдоха.
11.2 Диафрагма – главная
2
2
мышца вдоха.
11.3 Межреберные и
2,5
поясничные мышцы .
11.4 Развитие и укрепление
2
дыхательной
мускулатуры.
XII.Дикция и произношение – 11,5 ч.
12.1 Активизация частей
2,5
2,5
речевого аппарата
(артикуляция). Установка
гласных и работа над
произношением.
Индивидуальные
творческие задания
Индивидуальные
творческие задания
Индивидуальныетвор
ческие задания
Индивидуальные
творческие задания.
Прослушивание
Прослушивание
2,5
Прослушивание
2
Практические задания
Педагогическое
наблюдение
12.2 Установка гласных и
2
работа над произношением
12.3 Работа с чистоговорками, 2,5
скороговорками.
12.4 Дикционные упражнения в 2
активном физическом
действии.
2
2,5
2
12.5 Работа с чистоговорками, 2,5
скороговорками.
Дикционные упражнения в
активном физическом
действии.
XIII. Воспитание речевогоголоса- 11 ч.
13.1 Воспитание речевого
2
2
голоса.
13.2 Основное положение
2,5
2,5
речевого аппарата.
2,5
13.3 Работа по нахождению и
использованию
резонаторов.
2
2
Педагогическоенаблю
дение
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Беседа
13.4 Воспитаниеречевогоголоса. 2,5
2,5
13.5 Звучание по голосовым
2
регистрам. Расширение
диапазона.
XIV.Наблюдение-9ч.
14.1 Наблюдение.
2,5
14.2 Умение наблюдать учить 2
вглядываться в явления
жизни, окружающие
предметы, людей.
14.3 Придумывание и
2,5
исполнение этюда: «Я предмет».
14.4 Наблюдая за предметами 2
уметь найти то особенное,
что характерно для этого
предмета.
XV.Действие – основа актерского
15.1 Действие – основа
2,5
актерского мастерства.
15.2 Придумывание и
2
2
Педагогическоенаблю
дение.
Устноеоценивание
Педагогическоенаблю
дение.
Устноеоценивание
Наблюдение.
Устноеоценивание
Практические
задания
Беседа
Наблюдение.
Практические
задания
2,5
2
2,5
2
мастерства- 11, 5ч.
2,5
2
Наблюдение.
Творческие
задания
Наблюдение.
Творческие
задания
Беседа
Творческие задания
исполнение этюдов.
15.3 Действие-основа
2,5
2,5
актерского мастерства.
15.4 Упражнения и этюды на
2
2
память физических
действий.
15.5 Придумывание и
2,5
2,5
исполнение этюдов.
XVI.Этюды на основе литературного произведения.
Работа по созданию спектакля-24,5 ч.
16.1 Этюды на основе
2
2
литературного
произведения.
16.2 Этюды на внимание.
2,5
2,5
16.3 Этюды на основе фантазии. 2
16.4 Этюды без слов.
2,5
16.5 Коллективные этюды2
импровизации.
16.6 Этюды на смену
2,5
обстоятельств.
16.7 Этюды на свободную тему. 2
2
2,5
2
2,5
2
16.8 Парные этюды на
2,5
2,5
взаимодействие.
16.9 Работа по созданию
2
2
спектакля.
16.1 Работа по созданию
2,5
2,5
0
спектакля.
16.1 Работа по созданию
2
2
1
спектакля.
XVII.Работа над образомгероевпроизведения – 16 ч.
17.1 Распределение ролей.
2,5
2,5
17.2 Работа над образом героев
произведения.
17.3 Работа над образом героев
.
произведения.
17.4 Работа над образом героев
произведения.
17.5 Работа над образом героев
произведения.
17.6 Работа над образом героев
произведения.
2
2
2,5
2,5
2
2
2,5
2,5
2
2
Игры
Творческие задания
Творческие задания
Введение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Творческие
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Педагогическое
наблюдение
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания
Практические
задания.
17.7 Работа над образом героев 2,5
произведения.
XVIII.Генеральная репетиция-4,5 ч.
18.1 Генеральная репетиция.
2
18.2 Генеральная репетиция.
2,5
XIV Итоговое занятие- 4,5 ч.
19.1 Итоговое занятие.
2
19.2 Итоговое занятие.
2,5
162
59,5
2,5
Практические
задания
2
2,5
Творческий отчет
Творческий отчет
2
2,5
Отчетный спектакль
Анализ участия в
мероприятиях
102,5
Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие -2 ч.
Тема 1. 1 Вводное занятие.Инструктаж по ТБ-2ч.
Теория: Правила поведения в ДТДМ. Техника безопасности.
Раздел 2.Творческийтренинг-2,5 ч
Тема 2.1 Игры и упражнения на знакомство и сплочение коллектив -2,5ч.
Игры: Знакомство ребят друг с другом - игры: «Снежный ком», «4 сезона»,
«Мы похожи».
Раздел 3.Навыки рабочего самочувствия -4,5 ч.
Тема 3.1 Навыки рабочего самочувствия-2 ч.
Теория: Комплекс заданий и упражнений помогающих настроиться на
занятие.
Тема 3.2 Истории возникновения и видах театра. -2,5ч.
Теория: Знакомство с историей возникновения и видах театра.
Раздел 4. Развитие концентрации и переключения внимания-9 ч.
Тема 4.1.Развитие концентрации и переключения внимания -2ч.
Теория: Научить сосредоточиться на заданном объекте в условиях публичного
выступления. Распределение сценического многоплоскостного внимания.
Тема 4.2. Развитие концентрации переключения внимания -2,5 ч.
Практика: Развивать сценическое внимание, концентрацию, наблюдательности и
переключаемость через упражнения
«Воробьи вороны», «Карлики и великаны», «Слушаем тишину», «Тень»,
«Зеркало», «Успей первым», «Проводник».
Тема 4.3. Развитие концентрации переключения внимания -2 ч.
Развивать наблюдательности и переключаемость. Упражнения «Узнай по
одежде», «Шеф и повар», «Запомни все».
Тема 4.4. Развитие концентрации переключения внимания -2,5 ч.
Упражнения «Что изменилось», «Запрещенная цифра», «Слова».
Раздел 5. Развитие сценического воображения и - фантазии 6,5 ч.
Тема 5.1.Воображение - один из основных аспектов успешной игры актера – 2ч.
Теория: Воображение - один из основных аспектов успешной игры актера.
Творческое воображение более всего активно развивается в процессе творчества.
Методы развития сценического воображения: «Подпитка информацией»,
наблюдения, игровой тренинг.
Тема 5.2. Развитие сценического воображения -2,5 ч.
Практика: Игры: «Море волнуется...» (причем замереть можно в различные
фигуры, от спортивной, до сказочной), «На что похоже», «Ассоциации»,
Тема: 5.3. Развитие сценического воображения -2 ч.
Практика: Игры «Групповой рассказ», «Ожившая картина», «Окружение», «Где
мы были, мы не скажем», «Придумай биографию по взгляду, позе, походке...»
Раздел 6.Развитие образной и эмоциональной памяти-4,5 ч.
Тема:6.1Развитие образной и эмоциональной памяти -2,5 ч.
Теория: Образная и эмоциональная память - это вид памяти который отвечает за
образы, они помогают найти удачное решение в создании образа.
Тема 6.2 Развитие образной и эмоциональной памяти –2 ч.
Практика: Игры «Волшебный графин», «Оживление картины».
Игры «Телеграмма», «Угадай настроение», «Любимое блюдо».
Раздел 7. Развитие логистического мышления – 7 ч.
Тема 7.1 Развитие логического мышления -2,5 ч.
Теория: Решение всевозможных логических задач и загадок на смекалку.
Тема7.2 Развитие логистического мышления-2ч.
Практика: Упражнения: «Представь пять предметов» - синего цвета, на
определенную букву,определенной формы.«Кляксы»,«Дорисуй», «Пантомима».
Тема7.3. Развитие логистического мышления-2,5 ч.
Теория: Решение всевозможных логических задач и загадок на смекалку.
Раздел 8.Комплекс упражнений – 6,5 ч.
Тема:8.1 Комплекс упражнений- 2 ч.
Теория: Развивающие координацию движения, на освобождение мышц, на
развитие гибкости и пластичности мышц.
Тема:8.2 Комплекс упражнений – 2,5 ч.
Практика: «Баланс», «Пройди через пропасть», упражнения .
Тема:8.3.Комплекс упражнений-2 ч.
«Противовращения»,«Нарисуй цифры», «Восьмерочка», «Марионетка»,
«Пляж», «Железный человек».
Раздел9.Темпо - ритм в театральном творчестве -9 ч.
Тема:9.1. Темпо - ритм в театральном творчестве- 2,5 ч.
Теория: Воспитание «чувства ритма» - это воспитание чувства соразмерности,
соотношения движений и остановок в пространстве и времени.
Тема:9.2.Ритм поведения- 2 ч.
Практика: «Ходьба с чередованием», «Переключение темпоритмов»,
«Мостик», «Оправдание темпоритмов».
Тема:9.3 Темп и рит–2,5 ч.
Практика: «Коробка скоростей», «Оправдание темпоритмов».
Тема:9.4 Темпо - ритм в театральном творчестве- 2ч.
«Переключение темпоритмов»,«Мостик», «Оправдание темпоритмов».
Раздел10. Тренировка бесшумного вдоха 9 ч.
Тема:10.1Тренировка бесшумного вдоха- 2, 5 ч.
Теория: Необходимо привить навык частого дыхания. Добор воздуха должен
осуществляться автоматически, рефлекторно, не разрушая смысла фразы. Частые
незаметные доборы воздуха позволяют свободно распоряжаться выразительными
средствами речи, делают звучащее слово более действенным.
Тема:10.2 Тренировка бесшумного вдоха- 2 ч.
Практика: Упражнения «Насос», «Дровосек», «Мяч», «Шарик».
Тема:10.3 Тренировка бесшумного вдоха- 2,5 ч.
Практика: Упражнения «Насос», «Дровосек», «Мяч», «Шарик».
Тема:10.4 Тренировка бесшумного вдоха- 2 ч.
Практика: Упражнения «Насос», «Дровосек», «Мяч», «Шарик».
Раздел11. Развитие и укрепление дыхательной мускулатуры-9 ч.
Тема:11.1 Диафрагма - главная мышца вдоха–2,5 ч.
Теория:Диафрагма - главная мышца вдоха.Мышцы брюшного пресса - главные
мышцы выдоха.Межреберные и поясничные мышцы принимают участие во
вдохе, кроме того, при выдохе они помогают сохранять вдыхательную установку,
регулировать длинный выдох.
Тема:11.2Диафрагма - главная мышца вдоха-2 ч.
Практика: Упражнения «Поза змеи», «Вдох» каждой ноздрей
Тема:11.3Межреберные и поясничные мышцы-2,5 ч.
Практика: Упражнения «Поза змеи», «Вдох» каждой ноздрей
попеременно, «Поглаживания», «Свеча», «Дозированный вдох».
Тема:11.4 Развитие и укрепление дыхательной мускулатуры– 2 ч.
Практика: Упражнения «Выдох с перерывами», упражнения для тренировки
брюшного пресса.
Раздел 12.Дикция и произношение- 11,5 ч.
Тема:12.1 Активизация частей речевого аппарата – 2,5 ч.
Теория: Активизация частей речевого аппарата (артикуляция). Установка
гласных . Работа над произношением.
Тема:12.2 Установка гласных и работа над произношением- 2 ч.
Практика: Работа с чистоговорками, скороговорками. Дикционные упражнения в
активном физическом действии.
Тема:12.3 Работа с чистоговорками, скороговорками.–2,5 ч.
Практика: Работа с чистоговорками, скороговорками.
Тема:12.4 Дикционные упражнения в активном физическом действии. – 2 ч.
Практика:Работа с чистоговорками, скороговорками
Тема:12.5Работа с чистоговорками, скороговоркамиДикционные упражнения в
активном физическом действии. – 2,5 ч.
Практика: Работа с чистоговорками, скороговорками
Раздел 13.Воспитание речевого голоса – 11 ч.
Тема:13.1: Воспитание речевого голоса -2 ч.
Теория:. Воспитание начальных навыков фонации. Работа по нахождению и
использованию резонаторов.
Тема: 13.2: Основное положение речевого аппарата – 2,5 ч.
Теория:«Закрытый звук». Звучание по голосовым регистрам. Расширение
диапазона.
Тема: 13.3: Работа по нахождению и использованию резонаторов – 2 ч.
Тема: 13.4 Воспитание речевого голоса -2,5 ч.
Практика: Упражнения на закрепление полученных навыков.
Тема: 13.5: Звучание по голосовым регистрам. Расширение диапазона.
-2,5 ч.
Практика: Упражнения на закрепление полученных навыков.
Раздел 14. Наблюдения – 9ч.
Тема:14.1 Наблюдения -2,5 ч.
Теория : Умениенаблюдатьучитвглядыватьсявявленияжизни, окружающие
предметы, людей; находить то особенное, что не сразу
видноневооруженнымглазом.Богатствоэмоциональнойпамятинакапливаетсячерез
внимание кжизни,черезпристальноенаблюдениеиизучение ее.
Тема:14.2 Умениенаблюдатьучитьвглядыватьсявявленияжизни, окружающие
предметы, людей.-2 ч.
Практика; Придумывание и исполнение этюда: «Я - предмет». Наблюдая
запредметами уметь найти то особенное, что характерно для этого предмета
ивоплотитьвпластический образ.
Тема:14.3.Придумывание и исполнение этюда: «Я - предмет»-2,5ч
Практика: Воображение и перевоплощение себя в предмет.
Тема: 14.4.Наблюдая за предметами уметь найти то особенное, что характерно
для этого предмета – 2 ч.
Практика: Наблюдая за предметами уметь найти то особенное, что характерно для
этого предмета и воплотить в пластический образ.
Раздел 15.Действие-основаактерского мастерства -11,5 ч.
Тема:15.1 Действие-основаактерского мастерства -2,5 ч.
Теория:Датьпонятиеосценическомдействии,какоединомпсихофизическом
процессе, направленном на достижение цели в борьбе
спредлагаемымиобстоятельствами.
Тема:15.2Придумывание и исполнение этюдов – 2 ч.
Практика:Придумывание и разыгрывание этюдов, где могли бы быть следующие
чувства: гнев, зависть, робость, страх, ужас, восторг, радость, грусть.
Тема:15.3-Действие-основаактерского мастерства -2,5 ч.
Практика: Выполнение упражнений психофизического тренинга
Тема:15.4 - Упражненияиэтюдынапамятьфизических действий- 2 ч.
Практика:Придумываниеиисполнениеэтюдов,гдекаждыйисполнительдобиваетсяв
ыполнениепоставленной цели.
Тема:15.5 - Придумывание и исполнение этюдов–2,5 ч.
Практика:Придумывание и исполнение этюдов, где каждый исполнитель
добивается выполнение поставленной цели.
Раздел 16. Этюдынаосновелитературного произведения– 24,5 ч.
Тема:16.1: Этюдынаосновелитературного произведения – 2ч.
Теория: Работапосозданиюминиспектакля.Впроцессепостановкиспектаклямалойформыилиинсценировки,обучаю
щиесязнакомятсяспервоначальнымиэтапамиработынадрольюизакрепляютнавыкис
ценического действия.
Тема:16.2: Этюдынавнимание– 2,5 ч.
Теория: Работапосозданиюминиспектакля.Впроцессепостановкиспектаклямалойформыилиинсценировки,обучаю
щиесязнакомятсяспервоначальнымиэтапамиработынадрольюизакрепляютнавыкис
ценического действия.
Тема:16.3: Этюдынаоснове фантазии– 2 ч.
Теория: Работапосозданиюминиспектакля.Впроцессепостановкиспектаклямалойформыилиинсценировки,обучаю
щиесязнакомятсяспервоначальнымиэтапамиработынадрольюизакрепляютнавыкис
ценического действия.
Тема:16.4: Этюды на основе фантазии – 2, 5 ч.
Практика: Постановка и разбор этюда.
Тема:16.5:Коллективные этюды- импровизации– 2ч.
Практика:Наработка импровизаций по заданной теме.
Тема:16.6: Этюды на смену обстоятельств – 2,5 ч.
Практика:Определение физического самочувствия (темнота, холод, жара, дождь,
пожар, снежная пурга, наводнение, голод, жажда, боль).
Тема:16.7: Этюды на свободную тему – 2ч.
Практика:Этюды на переходы. Через узкий коридор, через болото, поток, через
темноту, в пургу, через чужую калитку, со стулом, через окно, через опасное
место.
Тема:16.8: Парные этюды на взаимодействие – 2, 5 ч.
Практика: Постановка массовых этюдов на заданную тему.
Тема:16.9: Работа по созданию спектакля – 2 ч.
Практика: Пробное создание спектакля
Тема 16.10: Работа по созданию спектакля-2,5 ч.
Практика: Обучающиеся работают над созданием этюда на основе небольшого
произведения, чаще басни, или рассказа, где очень ярко
описаныобразы,длятого,чтобынаучитьсяотбиратьважныедляданногогерояобстоят
ельства,добиватьсявыполненияпоставленнойавторомзадачивпроизведении.
Тема 16.11: Работа по созданию спектакля- 2 ч.
Практика: Обучающиеся работают над созданием этюда на основе небольшого
произведения, чаще басни, или рассказа, где очень ярко описаны образы для того,
чтобы научиться отбирать важные для данного героя обстоятельства, добиваться
выполнения поставленной автором задачи в произведении.
Раздел 17. Работа над образом героев произведения-16 ч.
Тема 17.1 Распределение ролей-2,5 ч.
Теория: Обучающиеся вместе с педагогом отбирают такие обстоятельства,
которые помогают раскрыть логику поведения и характер героев.
Тема17.2 Работа над образом героев произведения – 2 ч.
Практика: Игра «фантазирование» о прошлом своего героя, написание биографии
своего героя, исполнение этюдов«Утро моего героя»
Тема17.3 Работа над образом героев произведения- 2,5 ч.
Практика: Репетиции с реквизитом и декорациями - педагог и обучающиеся
вводят в спектакль необходимый реквизит и шумы, заданные автором, а также
такие предметы в костюме или те, с которыми герой вступает во взаимодействие,
для того, чтобы наиболее точно передать характер своего героя, репетируют
сними,«обживает»их.
Тема17.4 Работа над образом героев произведения- 2 ч.
Практика: Репетиции с реквизитом и декорациями - педагог и обучающиеся
вводят в спектакль необходимый реквизит и шумы, заданные автором, а также
такие предметы в костюме или те, с которыми герой вступает во взаимодействие,
для того, чтобы наиболее точно передать характер своего героя, репетируют с
ними, «обживает» их.
Тема17.5 Работа над образом героев произведения- 2,5 ч.
Практика: Репетиции с реквизитом и декорациями - педагог и обучающиеся
вводят в спектакль необходимый реквизит и шумы, заданные автором, а также
такие предметы в костюме или те, с которыми герой вступает во взаимодействие,
для того, чтобы наиболее точно передать характер своего героя, репетируют с
ними, «обживает» их.
Тема17.6 Работа над образом героев произведения- 2 ч.
Практика: Репетиции с реквизитом и декорациями - педагог и обучающиеся
вводят в спектакль необходимый реквизит и шумы, заданные автором, а также
такие предметы в костюме или те, с которыми герой вступает во взаимодействие,
для того, чтобы наиболее точно передать характер своего героя, репетируют с
ними, «обживает» их.
Тема17.7 Работа над образом героев произведения- 2,5 ч.
Практика: Репетиции с реквизитом и декорациями - педагог и обучающиеся
вводят в спектакль необходимый реквизит и шумы, заданные автором, а также
такие предметы в костюме или те, с которыми герой вступает во взаимодействие,
для того, чтобы наиболее точно передать характер своего героя, репетируют с
ними, «обживает» их.
Раздел 18 Генеральная репетиция-4.5 ч.
Тема18.1 Последняя репетиция перед показом, проверка готовности спектакля к
показу 2 ч.
Тема18.2: Последняя репетиция перед показом, проверка готовности спектакля к
показу2,5 ч.
Раздел 19. Итоговое занятие4,5 ч.
Тема19.1: Итоговое занятие – 2 ч.
Практика: Отчетный спектакль
Тема19.2: Итоговое занятие – 2,5 ч.
Практика: Анализ участия в мероприятиях.
Планируемыерезультаты:
У обучающихся/обучающиеся будет/будут:
Личностные:
- созданы условия для формирования умений и навыков сценической культуры
поведения;
- сформированы представления о русском театре;
- знакомы со структурой театра;
- владеют правилами орфоэпии и правильной дикцией;
- знают упражнения, формирующие правильную речь.
Предметные:
- воспитанны доброжелательными и контактными при общении со сверстниками;
- умеют преодолевать психологическую «зажатость», боязнь сцены;
- развита творческая активность личности;
- сформирован интерес к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости
на сатиру.
Метапредметные:
- имеется мотивация к театральному творчеству;
- развиты потребности к самореализации;
- развиты активность и ответственность обучающихся.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических
условий»Календарныйучебныйграфик
Годобучени Дата начала
я(уровень обучения по
программы) программе
Дата
Всегоучеб Количество Режимзаня
окончания ныхнедел учебныхча тий
обучения по ь
сов
программе
1
01.09.2025г
годобучения
(стартовый)
31.05.2026г 36
162
2 раза в
неделю по
2 и 2,5ч.
Условия реализации программы:
Занятия проходят в оборудованном кабинете в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
(Постановление Главного государственного санитарного
врачаРФот28.09.2020г.№28 «Об утверждении санитарных правилСП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Кадровое обеспечение программы
Дополнительную общеразвивающую программу реализует, педагог
дополнительного образования имеющий соответствующую профессиональную
квалификацию, подтвержденную документами, оформленными в установленном
порядке.
Материально-техническоеобеспечение
Помещение для проведения занятий-просторный хорошо проветриваемый зал со
свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодный для
использования в качестве выгородки (комната, где декорации условно
заменяются предметами - скамьями,стульями,грубыми ширмами), в соответствии
с СанПин;
Элементы театральных декораций (ширмы,кубы,скамейки), костюмы;
компьютер, проектор, экран;
звуковая аппаратура: динамики, микрофоны.
Формы аттестации/контроля
Педагогическое наблюдение;
Устный опрос в форме беседы;
Индивидуальные творческие задания;
Открытые занятия.
Оценочные материалы
Творческие задания;
Карты (индивидуальные, диагностические);
Проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков, приобретенных
обучающимся за учебный год (оценочные материалы, критерии оценки и
результаты мониторинга находится впапке у педагога).
Методическое и дидактическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение включают в себя:
Методы обучения: словесный, наглядный, практический,
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Педагогические технологии: групповое обучение, дифференцированное обучение,
коллективная творческая деятельность.
Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного
сотрудничества детей, активное включение каждого обучающегося в учебный
процесс. Главное условие групповой работы заключатся в том, что
непосредственное взаимодействие на партнерской основе. Это создает
комфортное условие для всех, обеспечивает взаимопонимание между
обучающимися.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при
котором педагог работает с группой обучающихся, составленной с учётом
наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.
Коллективная творческая деятельность — это организация совместной
деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном
творчестве, планировании и анализе результатов.
Здоровье сберегающие технологии:
Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности. На каждом
занятии проводятся ритмические паузы, с музыкальным сопровождением.
Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, может привести в
крайне возбужденное состояние, может укрепить иммунную систему, что
приводит к снижению заболеваемости, улучшению обмена веществ, активнее
идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Формы организации учебного занятия:
Беседа
Объяснение материала
Представление
Презентация
Дискуссия
Защита и анализ творческих работ
Творческие задания
Самостоятельная работа.
Алгоритм учебного занятия
1.
2.
3.
4.
Организационный момент. Приветствие (1-2минуты).
Речевая разминка(5-8 минуты).
Инсценирование произведения как основной этап работы(25-28минут)
Прощание (1-2минуты)
Критерии оценки результатов освоения программы
Максимальное количество баллов по заданию – 7 баллов. За каждый пункт
обучающийся может набрать по1баллу.
6-7баллов– самостоятельная творческая активность, фантазия самостоятельная,
уверенные физические действия в сценической атмосфере;
4-5 баллов -логический ряд ребёнка, требующий поддержки педагога, фантазия
полного образа с направляющей;
3-4 балла -участие в практических разработках,
выход в сценическую атмосферу.
Список литературы для педагогов
Вербовая Н.П., Головина ОМ., Урнова В.В. «Искусство речи» (Учебное пособие
для театральных ВУЗов)-М.,«Искусство»,2012 Г.
Ганелин Е.Р. Школьныйтеатр. Программа обучения детей основам сценического
искусства. Методическое пособие. Кафедра основ актерского мастерства. СанктПетербургская государственная академия театрального искусства. -СПб,2002.
Гиппиус С.В.Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.-СПб:
Речь,2008.
Клубков С.В.Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг.
М.: Репертуарно-методическая библиотечка "Я вхожу в мир искусств"N6(46)
2001.
Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: Искусство,2001.
ПеняТ.Г., Ершова А.П., «Театральныез анятия для младших школьников»
М.:Просвещение,2005.
Станиславский К.С. Работа актера над собой, ч. 1: Работа над собой втворческом
процессе переживания. Дневник ученика. - М.: Искусство,2005.
Театр, где играют дети:Учеб.-метод,пособиедляруководителейдетских
театральных коллективов Под ред. А. Б. Никитиной. М.:
Гумидранит.изд.центрВЛАДОС,2001
ТитоваА.А.Дикция и орфоэпия. Методическая разработка по курсу
«Сценическая речь»,М.,2011 г.
Чехов М.А. О технике актера. Литературное наследие: В 2 т.: Т. 2 - М.:Искусство,
2008.
ШангинаЕ.Ф.Тренинг актерскихирежиссерских способностей. Методические
рекомендации для самодеятельных театральных коллективов.-Барнаул,2005.
Список литературы для обучающихся
1.Воронова Е.А., «Сценарии
праздников,КВНов, викторин. Звонок первый
звонок последний. Ростов-на-Дону,«Феникс»,2004 г.
2.Давыдова М.,Агапова И. Праздник в школе. Третье издание, Москва
«АйрисПресс»,2004г.
3.Журнал«Театрк руглый год»,приложение к журналу
«Читаем,учимся,играем»2004,2005г.
4.Каришев-Лубоцкий, Театрализованные
представления для
детейшкольного возраста.М.,2005г
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции,
М.,2003.
6. Любовь моя,театр(Программно-методическиематериалы)М.:ГОУЦРСДОД,2004.
7. Школьный театр.Классные шоу-программы»,серия«Здравствуйшкола»РостовнаДону:Феникс,2005.
Интернет-ресурсы:
https://deti123.ru/skazka/teatr
https://bookz.ru/authors/druzhinina-marina/book-teatralnye-skazki-668352/read.html
http://vcht.center/wp-content/uploads/2022/02/Uchebno-metodicheskoe-posobie-Teatrdetej.pdf
https://school2.yuzha.ru/userfiles/files/Teatr/uchebno-metodicheckoepocobie teatral'nayapedagogika.pdf
https://ciur.ru/izh/izh
https://uchitelya.com/pedagogika/186513-metodicheskie-razrabotki-po-provedeniyuzanyatiy-kukolnogo-teatra.html
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/sbornikpraktichieskikhzadaniidliaobuchaiushc
hikhsiatieatralnoghootdielieniiadietskoishkolyis
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРОГИМНАЗИЯ №1 Г.П.ТЕРЕК »
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2025-26 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Уровень программы: базовый
Адресат: обучающиеся от 8 до 10 лет
Год обучения: 1 год обучения
Автор-составитель: Шомахова М.А.педагог дополнительного образования
г.п. Терек 2025г
Цель и задачи программы
Цель программы: создать условия для развития творческих, духовнонравственных качеств детей посредством приобщения к миру театра.
Задачи:
Личностные:
- создать условия для формирования умений и навыков сценической культуры
поведения;
- создать условия для формирования представлений о русском театре;
- познакомить обучающихся со структурой театра;
- обучить обучающихся орфоэпии и правильной дикции;
- разучить упражнения, формирующие правильную речь.
Предметные:
- воспитать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
- научить обучающихся преодолевать психологическую «зажатость», боязнь
сцены;
- способствовать воспитанию творчески активной личности;
- привить интерес к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости на
сатиру.
Метапредметные:
- развить мотивации к театральному творчеству;
- активизировать потребности к самореализации;
- способствовать развитию активности и ответственности.
Планируемые результаты:
У обучающихся/обучающиеся будет/будут:
Личностные:
- созданы условия для формирования умений и навыков сценической культуры
поведения;
- сформированы представления о русском театре;
- знакомы со структурой театра;
- владеют правилами орфоэпии и правильной дикцией;
- знают упражнения, формирующие правильную речь.
Предметные:
- воспитаны доброжелательными и контактными в общении со сверстниками;
- умеют преодолевать психологическую «зажатость», боязнь сцены;
- развита творческая активность личности;
- сформирован интерес к театральному творчеству, эмоциональной отзывчивости
на сатиру.
Метапредметные:
- имеется мотивация к театральному творчеству;
- развиты потребности к самореализации;
- развиты активность и ответственность обучающихся.
№
Названиераздела,
Датазанятия
п/п
темы
Попла пофакт
ну
у
I.Вводноезанятие (2 ч.)
1.1
2.1
Календарно-тематический план
Содержаниедеятельности
Количеств
очасов
Теоретическаячасть Практическаячасть
Инструктаж по ТБ. 2
Вводное занятие.
Знакомство
обучающихся с
программой и
требованиями, а
также с видами
деятельности на
занятиях.
II.Творческийтренинг (2,5 ч.)
Игры, упражнения на 2,5
сплочение
коллектива
III. Навыкирабочего самочувствия-4,5 ч.
3.1
Навыкирабочегосамо 2
чувствия
Формааттестации/
контроля
Техника
безопасности.
Введение в
программу.
Беседа
Знакомство ребят
друг с другом - игры:
«Снежный ком»,«4
сезона», «Мы
похожи».
Игры
Комплекс заданий 2
упражнений
помогающих
настроиться на
занятие.
Устный опрос в
форме беседы
3.2
История
возникновения и
виды театра.
2,5
Знакомство с
историей
возникновения и
видах театра.
IV.Развитие концентрации и переключения внимания (9 ч.)
4.1
Развитие
2
Научить сосредото
концентрацииперекл
читься на заданном
ючения внимания
объекте в условиях
через упражнения.
публичного
выступления.
4.2
Развитие концентраци 2,5
и переключения
внимания через
упражнения
4.3
Развитие концентраци 2
и переключения
внимания через
упражнения.
2,5
Беседа
Беседа
Развивать внимание,
концентрацию,
наблюдательность
через упражнения
«Воробьи
вороны»,«Карлики и
великаны»
«Слушаем тишину»,
«Тень»,
«Зеркало», «Успей
первым»«Проводник».
Практичекие
задания
Упражнния «Узнай по
Упражнения
одежде», «Шеф и повар»,
«Запомни все».
4.4
Развитие
концентрации
переключения
внимания
Упражне
ния «Что измени
лось», «Запрещенная
цифра», «Слова».
2,5
Игры
V. Развитие сценического воображения и фантазии-(6,5 ч).
5.1
Воображение - один 2
из основных аспектов
успешной игры
актера.
Методы развития
сценического
воображения:
«Подпитка
информацией»,
наблюдения, игровой
тренинг.
5.2
Методы развития
сценического
воображения
2,5
Игры: «Море волнуется» Педагогическоенабл
(причем замереть можно юдение.
в различные
фигуры,спортивной, до
сказочной), «На что
похоже», «Ассоциации».
5.3
Развитие
сценического
воображения и
фантазии
2
Игры «Групповой
Практическиезадани
рассказ», «Ожившая
я
картина», «Окружение»
«Где мы были, мы не
скажем», «Придумай
биографию по взгляду,
позе, походке..»
VI.Развитиеобразнойи эмоциональной памяти –(4,5 ч)
Педагогическое
наблюдение.
6.1
6.2
Развитие образной и 2,5
эмоциональной
памяти
Развитие образной и 2
эмоциональной
памяти
Образная и
эмоциональная
память
Беседа
Игры: «Волшебный
Практическиезадани
графин», «Оживление
я.
картины».
Игры «Телеграмма»,
«Угадай настрое
ние», «Любимое блюдо».
VII.Развитие логистического мышления- (7 ч).
7.1
Развитие
логистического
мышления
2,5
7.2
Развитие
Логистического
мышления
2
7.3
Развитие
логистического
мышления
2,5
Решение
всевозможных
логических задач и
загадок на смекалку.
Педагогическоенабл
юдение.
Упражнения: «Пред
ставь пять
предметов»синего
цвета,на определен.
букву,определенной
формы«Кляксы»
«Дорисуй»,
«Пантомима».
Упражнения:
«Представь пять
предметов» - синего
цвета, на определен.
букву,
определённойформы
«Кляксы»
Индивидуальные
творческие задания
Педагогическоенабл
юдение.
«Дорисуй», «Пантомима
VIII. Комплексупражнений-(6, 5 ч).
8.1
Комплекс
упражнений
2
8.2
Комплекс
упражнений
Комплекс
упражнений
2,5
8.3
9.1
9.2
Развивающие
координциюдвижения
, на освобождение
мышц, на развитие
гибкости и
пластичности мышц.
2
Индивидуальные
творческие задания
«Баланс», «Пройди через
пропасть»упражнения
«Противовращения»,
«Нарисуй цифры»,
«Марионетка,«Пляж»,
«Железный человек»
IX.Темпо- ритм в театральном творчестве-( 9 ч).
Темпо- ритм в
2,5
Воспитание «чувства
театральном
ритма» - это
творчестве
воспитание чувства
соразмерности,
соотноше
ния движений и
остановок в пространстве и времени.
Ритм поведения
2
Практическая
работа
Практическая
работа
Педагогическоенабл
юдение.
«Ходьба с чередова
нием», «Переключение
темпоритмов»,
«Мостик», «Оправда
Индивидуальныетво
рческие задания
ниетемпоритмов».
9.3
Темп и ритм
2,5
9.4
Темпо- ритм в
театральном
творчестве
2
X.Тренировка бесшумного вдоха –(9 ч).
10.1
Тренировка
2,5
бесшумного вдоха
10.2
Тренировка
бесшумного вдоха
2
10.3
Тренировка
бесшумного вдоха
2,5
10.4
Тренировка
бесшумного вдоха
2
«Коробка скоростей»
Индивидуальныетво
«Оправдание
рческие задания
темпоритмов».
«Переключение
Практичекие
темпоритмов»,«Мостик», задания
«Оправдание
темпоритмов».
Привить навыки
частого дыхания.
Добор воздуха
должен
осуществляться
автоматически,
рефлектор
но, не разрушая
смысла фразы.
XI.Развитие и укрепление дыхательной мускулатуры -9 ч.
Беседа
Упражнения«Насос»,Дро Индивидуальные
восек», «Мяч», «Шарик». творческие
задания.
Упражнения «Насос»,
Индивидуальныетво
«Дровосек»«Мяч»,
рческие
«Шарик».
задания.
Упражнения «Насос»,
Индивидуальныетво
«Дровосек» «Мяч»,
рческие
«Шарик».
Задания
11.1
Диафрагма – главная 2,5
мышца вдоха.
11.2
Диафрагма – главная 2
мышца вдоха.
11.3
Межреберные и
2,5
поясничные мышцы
.
11.4
Развитие и
укрепление
дыхательной
мускулатуры
Диафрагма - главная
мышца вдоха.Мышцы
брюшного пресса главные мышцы
выдоха.
Развитие и укрепление
дыхательной
мускулатуры
Упражнения «Поза
змеи», «Вдох» каждой
ноздрей
Развитие и укрепление
дыхательной
мускулатуры
Упражнения «Поза
змеи», «Вдох» каждой
ноздрей
Упражнения «Выдох с
перерывами»
упражнения для
тренировки брюшного
пресса.
2
XII.Дикция и произношение - (11, 5ч).
12.1
Активизация частей 2,5
речевого аппарата
(артикуляция).
Установка гласных и
работа над
произношением.
Беседа.
Прослушивание.
Активизция частей
речевого
аппарата(артикуляция). Установка
гласных . Работа над
произношением
Прослушивание
Прослушивание.
Практические
задания
Педагогическоенабл
юдение.
12.2
Установка гласных и 2
работа над
произношением
12.3
.
Работа с
чистоговорками,
скороговорками.
Работа с чистоговорками, Педагогическоенабл
скороговорками.
юдение.
Дикционные упражнения
в активном физическом
действии.
Работа с чистоговорками, Практические
скороговорками.
задания.
Дикционные упражнения
в активном физическом
действии
Работа с чистоговорками, Практические
скороговорками.
задания.
Дикционные упражнения
в активном физическом
действии.
Работа с чистоговорками, Практические
скороговорками.
задания.
Дикционные упражнения
в активном физическом
действии.
2,5
Дикционные
2
упражнения в
активном
физическом
действии.
12.5
Работа с
2,5
чистоговорками,
скороговорками.
Дикционные
упражнения в
активном
физическом
действии.
XIII. Воспитание речевогоголоса-( 11 ч.)
13.1
Воспитание
2
речевого голоса
12.4
Основное положение
речевого аппарата.
Воспитание
начальных навыков
фонации.
Беседа
13.2
Основноеположение 2,5
речевогоаппарата
Работа по
нахождению и
использованию
резонаторов.
13.4
Воспитаниеречевого
голоса
13.5
Звучание по
голосовым
регистрам.
Расширение
диапазона.
XIV. Наблюдение-(9 ч.)
14.1
Наблюдение
13.3
Работа по нахожде
нию использованию
резонатров
«Закрытый звук».
Звучание по
голосовым регистрам.
Расширение диапазона.
Воспитание речевого
голоса.Упражнения на
закрепление полученных
навыков.
Воспитание речевого
голоса.Упражнения.
Воспитание речевого
голоса . Упражнения.
2
2,5
2
2,5
Беседа
Умениенаблюдатьучи
твглядывать
сявявленияжизни,окр
ужаю
щие предметы,
людей; находить то
особенное, что не
сразу
видноневооруженным
глазом
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа
14.2
Умение наблюдать 2
учить вглядываться
в явления жизни,
окружающие
предметы, людей
14.3
Придумыва
ние и исполнение
этюда: «Я предмет».
14.4
Наблюдая за
2
предметами уметь
найти то особенное,
что характерно для
этого предмета
2,5
Наблюдая запредметами
уметь найти то
особенное, что
характерно для этого
предметамивоплотить в
пластический образ.
Наблюдая запредметами
уметь найти то
особенное, что
характерно для этого
предмета
ивоплотитьвпластически
й образ.
Наблюдая за предметами
уметь найти то
особенное, что
характерно для этого
предмета
ивоплотитьвпластически
й образ.
Наблюдение.
Практические
задания.
Наблюдение.
Творческиезадания.
Практическая
работа.
XV.Действие – основа актерского мастерства- (11, 5ч.)
15.1
Действие –
2,5
Датьпонятиео
Беседа
основаактерскогомас
сценическомдействии
терства
,какоединомпсихофиз
ическом процессе
15.2
Придумывание и
2
Упражненияиэтюдынапа Практическая
исполнение этюдов
мятьфизических
работа.
действий,придумываниеи
исполнениеэтюдов
15.3
Действие-основа
актерского
мастерства
2,5
15.4
Упражнения и
этюды на память
физических
действий
2
15.5
Придумывание и
2,5
исполнение этюдов
XVI.Этюды на основе литературного произведения.
Работа по созданию спектакля-(24,5 ч.)
16.1
Этюды на основе
2
Работапосозданиюми
Литературного
ни-спектакля.
произведения.
16.2
Этюды на
2,5
Знакомствоспервонач
внимание
альнымиэтапамирабо
тынадрольюизакрепл
яютнавыкисценическ
ого действия
16.3
Этюды на основе
2
Знакомство с
фантазии
первоначальными
этапами работы над
ролью и закрепляют
навыки сценического
Упражненияиэтюдынапа Практическая
мятьфизических
работа
действий,
Придумываниеиисполнен
иеэтюдов
Упражненияиэтюдынапа Творческие задания
мятьфизических
действий.
Придумываниеиисполнен
иеэтюдов
Упражненияиэтюдынапа Творческие задания
мятьфизических
действий.
Придумываниеиисполнен
иеэтюдов
Беседа
Педагогическоенабл
юдение.
Педагогическоенабл
юдение.
действия.
16.4
Этюды без слов
2,5
16.5
Коллективные
этюдыимпровизации
2
16.6
Этюды на смену
обстоятельств
2,5
16.7
Этюды на
свободную тему
2
16.8
Парные этюды на
взаимодействие
2,5
16.9
Работа по созданию 2
спектакля
16.1
0
Работа по созданию 2,5
спектакля
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основного
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого
произведения.
Практическая
работа.
Практическая
работа
Творческие
задания.
Творческие
задания.
Творческие
задания.
Творческие
задания.
Творческие
задания.
16.1
1
Работа по созданию 2
спектакля
Работа над созданием
этюда на основе
небольшого произве
дения.
Творческие
задания.
XVII.Работа над образом героев произведения – (16 ч.)
17.1
Распределение ролей 2,5
Подобрать
Педагогическоенабл
обстоятельства,котор
юдение.
ыепомогаютраскрыть
логикуповедения
ихарактергероев.
17.2
Работа над образом 2
Игра«фантазирование» о Практическая
героев произведения
прошлом своего геработа.
роя,
написаниебиографиисвое
гогероя,исполнениеэтюдо
в«Утромоегогероя»
17.3
Работа над образом 2,5
Игра«фантазирование» о Практическая
героев произведения
прошлом своего героя, работа.
написаниебиографиисвое
гогероя,исполнениеэтюдо
в«Утромоегогероя»
17.4
Работа над образом 2
Репетиции с реквизитом Практическая
героев произведения
и декорациями
работа.
17.5
Работа над образом 2,5
Репетиции с реквизитом Практическая
героев произведения
и декорациями
работа.
17.6
Работа над образом 2
Репетиции с реквизитом Практическая
героев произведения
и декорациями
работа
17.7
Работа над образом 2,5
Репетиции с реквизитом Практическая
героев произведения
и декорациями
работа.
.
XVIII.Генеральная репетиция-(4,5 ч.)
Генеральная
репетиция
18.2
Генеральная
репетиция
XIV.Итоговое занятие- (4,5 ч.)
19.1
Итоговое занятие.
18.1
19.2
Итоговое занятие.
2
Репетицияпередпоказом Творческийотчет.
2,5
Последняя
репетиция
2
Показ
спектакля
Отчетныйспектакль
2,5
Итоговоезанятие
Анализ участия в
мероприятиях.
162
Приложение 2.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТЕРСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ«ПРОГИМНАЗИЯ №1Г.П.ТЕРЕК »
ТЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КБР
РАБОЧАЯ ПРОГРАММA ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»
Адресат обучающихся : от 8 до 10лет
Год обучения: 1-год обучения
Автор –составитель:Шомахова М.А.–
педагог дополнительного образования
г.п.Терек, 2025г.
Характеристика объединения «Золотой ключик»
Воспитание в МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» как педагогический
компонент социализации. Развитие российского образования связано с
утверждением принципов гуманизации и гуманитаризации, что проявляется в
повороте к личности, содействии ее развитию и позитивной социализации.
Целевая установка при этом – создание условий для наиболее полной
самореализации индивидуальных способностей, возможностей, потребностей,
развития приоритетных характеристик, обеспечивающих успешное социальное
самоопределение. Содержательно процесс обеспечения готовности к позитивной
социализации представляет собой формирование разностороннего социального
опыта. Одной из задач учреждения дополнительного образования, наряду с
творческим развитием детей, их самореализацией, является создание условий для
их социализации. Развитие ребенка не происходит в одиночестве. На этот процесс
оказывает влияние окружающая среда и, прежде всего, система социальных
отношений, в которые с самого раннего детства включается ребенок.
Деятельность объединения «Золотой ключик » имеет художественную
направленность.
Количество обучающихся объединения составляет 62 человек.
Из них мальчиков – 30, девочек – 32.
Обучающиеся имеют возрастную категорию детей от 8 до 10 лет.
Формы работы: групповые.
Направления работы:
1.Воспитание познавательных интересов.
2. Духовно-нравственное.
3. Трудовое и профориентационное.
4. Экологическое воспитание.
5. Гражданско-патриотическое.
6. Художественно-эстетическое.
7. Спортивно-оздоровительное.
Цель воспитательной работы в объединении –
формирование социально-активной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, а
также к духовному и физическому самосовершенствованию, саморазвитию в
социуме.
Задачи воспитания:
- способствовать развитию личности обучающегося, способного вырабатывать и
реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;
- развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы
активной социальной деятельности;
- способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и
использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и
самореализации в процессе жизнедеятельности;
- формирование и пропаганда здорового образа жизни.
Планируемые результаты:
У обучающихся будет/будут:
- сформирована социально-активная, творческая, нравственно и физически
здоровая личность, способная на сознательный выбор жизненной позиции;
- развит художественно-эстетический вкус, воображение активность;
- воспитано трудолюбие, самостоятельность, эстетический вкус, чувство
прекрасного, чувство гордости за свой выполненный труд;
Работа с коллективом обучающихся.
Формирование практических умений по организации органов самоуправления
этике и психологии общения, технологии социального и творческого
проектирования;
обучение умениям и навыкам организаторской деятельности, самоорганизации,
формированию ответственности за себя и других;
развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в
процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;
содействие формированию активной гражданской позиции;
воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.
Работа с родителями.
Взаимодействие педагога, детей и родителей строится по трем направлениям:
познавательной, практико-ориентированной и досуговой деятельности:
Формы познавательной деятельности: дни открытых дверей, дни открытых
занятий и воспитательных мероприятий, выпуск газет, совместная деятельность в
рамках проекта.
Формы практико-ориентированной деятельности: участие в различных акциях,
проведение выставок творческих работ обучающихся.
Формы досуговой деятельности: совместные праздники, соревнования, конкурсы,
экскурсионные поездки, посещение выставок, музеев.
Календарный план воспитательной работы
№
п/
п
Направление
воспитательной работы
Наименова
ниемероприя
тия
Срок
выполне
ния
1.
Воспитание
познаватель
ных интересов
Работа с
родителями.
День знаний
Сентябрь
День
открытых
дверей в «Дом
детского
творчества
г.п.Терек»
Беседа с
детьми и
родителями с
Ответственн
ый
Планируемый
результат
Шомахова
М.А.
Формировать
потребность в
приобретении
новых знаний,
интерес к
творческой
деятельности
2.
Духовнонравственное
3.
Трудовое и
профориента
циионноевоспит
ание
4.
Октябрь
Шомахова
М.А.
Воспитание
уважительного
отношения к
людям.
Октябрь
Шомахова
М.А.
Экскурсия в
природу
«Ищем следы
осени». Сбор
природного
материала.
«День
народного
единства».
Стихи.
Октябрь
Шомахова
М.А.
Формировать
знания,
представления о
трудовой
деятельности
учителя
Нравственное
и эстетическое
отношение к
природе.
Ноябрь
Шомахова
М.А.
Зимняя
сказка.
Постановка
сказки
СпортивноСоветы
оздоровительное Айболита
Зачем
заниматься
спортом?»
Знакомство с
различными
видами
спорта.
Декабрь
Январь
Шомахова
М.А.
Март
Апрель
Май
Шомахова
М.А.
Экологическое
направление
5.
Гражданскопатриотическое
воспитание
6.
Художественноэстетическое
воспитание
7.
целью
привлечения
детей в
кружок
«Поздравител
ьная
открытка»
-день
пожилых
людей.
Поздравление
учителям
Формирование
патриотических,
ценностных
представлений о
любви к
Отчизне,
народам
Российской
Федерации, к
своей малой
родине.
Развитие
творческих
способностей
Формирование у
обучающихся
ценности
здоровья,
чувства
ответственности
за сохранение и
укрепление
своего здоровья;
расширение
знаний и
навыков
обучающихся по
гигиенической
культуре