Приложение 1 к основной образовательной программе НОО Учебный план для обучающихся 1-4 классов МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» на 2024-2025 уч. год (Приложение № 1 к ООП НОО) (в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования» и федеральной образовательной программы начального общего образования № 372 от 18.05.2023г.) Пояснительная записка Учебный план начального общего образования (далее Учебный план) МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» разработан в соответствии с требованиями: 1. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); 3. Закона Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; 4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 5. Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 6. Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол № 6/22 от 15.09.2022; 7. Федеральной образовательной программой начального общего образования, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372; 8. Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022г., рег. № 70809); 9. Приказа «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников», утвержденного Министерством просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г № 858; 10. Письмо МКУ «Департамента образования Местной администрации г.о. Нальчик» 25.08.2023 г. № 45/ДО-1-09/1813 (Методические рекомендации Министерства просвещения и науки КБР по разработке учебных планов общеобразовательными организациями в КабардиноБалкарской Республике, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, в условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на 2023-2024 учебный год). 11. Основной образовательной программы начального общего образования МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек»; 12. Особенностями ОУ; 13. Образовательных потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей). Учебный план НОО МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек», обеспечивает реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП), фиксирует максимальный аудиторный объем нагрузок обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования), состав и структуру предметных областей,распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир». Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. Учебный план обеспечивает возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий, отводимых на изучение этих языков, по классам (годам) обучения. Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования реализуется через возможность формирования программ начального общего образования различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек». В основу учебного плана положен вариант построения учебных планов для 5дневной учебной недели с изучением родных языков рекомендованный Министерством просвещения и науки КБР по разработке учебных планов общеобразовательными организациями в Кабардино-Балкарской Республике, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей, в условиях введения федеральных основных общеобразовательных программ и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на 2024-2025 учебный год. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная организация самостоятельна в организации образовательной деятельности (урочной и внеурочной), в выборе видов деятельности по каждому предмету (проектная деятельность, практические и лабораторные занятия, экскурсии и другие). Во время занятий необходим перерыв для гимнастики не менее 2 минут. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учётом обязательных для изучения учебных предметов. Режим работы 5-дневная учебная неделя. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной учебной неделе. Характеристика учебных периодов. Продолжительность учебных периодов составляет в первом полугодии не более 8 учебных недель; во втором полугодии - не более 10 недель. Наиболее рациональным графиком является равномерное чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока: при распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут; в классах, в которых обучаются обучающиеся с ОВЗ - 40 минут; в 2 классах - 45 минут. В учебном плане отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана: - состав учебных предметов; - недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам; - максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся; - максимальная нагрузка с учётом деления классов на группы. Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализовывается за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счёт посещения обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величины недельной образовательной нагрузки, установленной СанПиН 1.2.3685-21: в 1 классах – 21 час в неделю, во 2 классах — 23 часа в неделю. В соответствии с федеральным учебным планом при проведении занятий по родному языку осуществляется деление классов на 2- 3 группы. Суммарный объем домашнего задания по всем предметам для каждого класса не должен превышать продолжительности выполнения 1 час - для 1 класса, 1,5 часа - для 2 класса. МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек» осуществляется координация и контроль объема домашнего задания учеников каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области. 1. «Русский язык и литературное чтение» В предметной области изучаются учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебных предметов предусматривает непосредственное применение федеральных рабочих программ. Количество часов на предметы указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. 2. «Родной язык и литературное чтение на родном языке» Обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является самостоятельной и включает обязательные учебные предметы: родной (кабардиночеркесский) язык, родной язык (русский), литературное чтение на родном (русском) языке. 3. «Математика и информатика» Обязательная предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным предметом «Математика» в 1-4 классах (4 часа в неделю). Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: • «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); • «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); • «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). 4. «Иностранный язык» Обязательная предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет «Английский язык» во 2-4-х классах в объеме 2 часа в неделю. 5. «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» во 1 - 4 классах изучается как обязательный по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» применяется непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования. В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ реализация учебного предмета предусматривает непосредственное применение федеральной рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир». Количество часов на предмет указано в соответствии с федеральными учебными планами федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. 6.Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» является светским. Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся, фиксируется протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей. Учебный курс ОРКСЭ носит не столько знаниевый характер, сколько воспитательный и как никакой другой предмет направлен на достижение личностных результатов школьников. 7. «Искусство» В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство». Учебный предмет «Изобразительное искусство» представлен в объеме 0,5 часов в неделю. Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования включает тематический модуль «Работа в графическом редакторе Paint», который обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий. Учебный предмет «Музыка» представлен в объеме 0,5 часов в неделю. 8. «Технология» Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным предметом «Труд (технология)» (1 ч в неделю). 9. «Физическая культура» Включает в себя учебный предмет «Физическая культура», который представлен в объеме 2 часа в неделю. Третий час физической культуры реализуется за счет часов внеурочной деятельности и за счет посещения обучающимися спортивных секций. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений отсутствует в связи с отсутствием часов (максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся 1 кл. – 21 час , 2-4 кл. – 23 ч. в неделю). Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормативам. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. При проведении занятий по родному языку осуществляется деление классов на 2-3 группы. Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Труд (технология)» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ2859/03 МКОУ «Прогимназия № 1 г.п.Терек» реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций, спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей и внеурочной деятельности. Оценивание младших школьников в течение первого года обучения осуществляются в форме словесных качественных оценок на критериальной основе, в форме письменных заключений учителя, по итогам проверки самостоятельных работ. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372, и «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек». В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. Промежуточная аттестация распределяется на: текущую, включающую в себя поурочное, тематическое оценивание результатов учебы обучающихся; рубежную, включающую в себя оценивание обучающихся по итогам четвертей; годовую по итогам учебного года. Промежуточная аттестация проводится в мае в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением о промежуточной аттестации. По решению педагогического совета промежуточная аттестация может проводиться в форме письменных контрольных работ (диагностических работ). Классы 2 класс 3 класс 4 класс Уровень НОО Предметы/формы промежуточной аттестации - русский язык - контрольный диктант с грамматическим заданием; - математика - письменная контрольная работа; - чтение-техника чтения (устно). - русский язык - контрольный диктант с грамматическим заданием; - математика - письменная контрольная работа; - чтение-техника чтения (устно). - русский язык - контрольный диктант с грамматическим заданием; - математика - письменная контрольная работа; - чтение-техника чтения (устно); - ВПР Внеурочная деятельность План внеурочной деятельности определяет формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования (до 1320 академических часов за четыре года обучения) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей образовательной организации. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией. Осуществляется в формах, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие обучающихся. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, хоровые студии, секции, круглые столы, конференции, олимпиады, конкурсы, соревнования, спортивные клубы, общественно полезные практики и другое. При организации внеурочной деятельности обучающихся могут использоваться возможности организаций дополнительного образования (учреждения культуры, спорта). В целях организации внеурочной деятельности образовательная организация может заключать договоры с учреждениями дополнительного образования. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек». Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МКОУ «Прогимназия № 1 г.п. Терек». Учебный план начального общего образования Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка) Количество часов в Учебные предметы/ неделю Предметные области классы I II III IV Обязательная часть 5 5 5 5 Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение 3 3 3 3 Родной (кабардино2 2 2 1 черкесский) язык Литературное чтение на родном 1 1 1 1 Родной язык и (кабардинолитературное чтение на черкесский) языке родном языке Родной язык 2 2 2 1 (русский) Литературное чтение на родном языке 1 1 1 1 (русском) Иностранный язык Иностранный язык 2 2 2 Математика и Математика 4 4 4 4 информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание 2 2 2 2 (Окружающий мир) Основы религиозных ОРКСЭ 1 культур и светской этики Изобразительное 0,5 0,5 0,5 0,5 искусство Искусство Музыка 0,5 0,5 0,5 0,5 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 Итого: 21 23 23 23 Часть, формируемая участниками образовательных 0 0 0 0 отношений Учебные недели 33 34 34 34 Всего часов 693 782 782 782 Всего 20 12 7 4 7 1 6 16 8 1 2 2 4 8 90 0 135 3039 Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Внеурочная деятельность (всего часов) 1. Разговоры о важном 2.Функциональная грамотность (финансовая грамотность) 3. Функциональная грамотность (естественно – научная грамотность) Итого: 21 23 23 23 90 10 1 10 1 10 1 10 1 40 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 3 3 3 3 12 Годовой учебный план для обучающихся 1- 4 классов Учебный план начального общего образования (5-дневная учебная неделя с изучением родного языка) Количество часов в Учебные предметы/ неделю Предметные области классы I II III IV Обязательная часть 165 170 170 170 Русский язык и Русский язык литературное чтение Литературное чтение 99 102 102 102 Родной (кабардино66 68 68 68 черкесский) язык Литературное чтение на родном 33 34 34 34 Родной язык и (кабардинолитературное чтение на черкесский) языке родном языке Родной язык 66 68 68 68 (русский) Литературное чтение на родном языке 33 34 34 34 (русском) Иностранный язык Иностранный язык 68 68 68 Математика и Математика 132 126 136 136 информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание 66 68 68 68 (Окружающий мир) Основы религиозных ОРКСЭ 34 культур и светской этики Изобразительное 16,5 17 17 17 искусство Искусство Музыка 16,5 17 17 17 Технология Труд (технология) 33 34 34 34 Физическая культура Физическая культура 66 68 68 68 Итого: 21 23 23 23 Часть, формируемая участниками образовательных 0 0 0 0 отношений Всего 675 405 270 135 270 135 204 540 270 34 67,5 67,5 135 270 90 0 Учебные недели Всего часов Максимально допустимая недельная нагрузка, предусмотренная действующими санитарными правилами и гигиеническими нормативами Внеурочная деятельность (всего часов) 1. Разговоры о важном 2.Функциональная грамотность (финансовая грамотность) 3. Функциональная грамотность (естественно – научная грамотность) 4. Родной (кабардино- черкесский) язык 33 693 34 782 34 782 34 782 135 3039 21 23 23 23 90 99 33 102 34 102 34 102 34 405 135 33 34 34 34 135 33 34 34 0 101 0 0 0 34 34